Дай
Savarra”

Главный городской форум любителей животных. Сургут, ХМАО, ЯНАО...

Объявление


ФОРУМ ПРОФЕССИОНАЛОВ И НАСТОЯЩИХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫХ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дрессировка собак

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

На этом форуме я вижу много специалистов, так давайте поможем новичкам в этом запутанном мире.

Самый часто задаваемый вопрос, по крайней мере мне: когда  начинать дрессировать щенка?

   Великое заблуждение ожидать пока малыш подрастет. Его воспитание начинается в тот самый момент когда Вы занесли его в свой дом. Первая команда которую выучит Ваш малыш будет его кличка. И как только будет поставлена последняя возрастная прививка, обычно в 3 месяца, для него открыты двери дрессировочной площадки, к Вашему удивлению уже пора. В этот момент малыш чистый лист бумаги, Вы в силу своей неопытности, еще не успели закрепить в нем массу не нужных, а порой очень мешающих совместной жизни условных рефлексов. Не стоит ждать когда Ваш щенок подрастет и поумнеет, ведь Вы не ждете что Ваш ребенок самостоятельно научится читать, считать, писать? Нет. Вы отправляете его в детский сад, в школу, в ВУЗ. Так  чем отличается собачий ребенок от человеческого? Ему так же требуются преподаватели. И только от Вас зависит будет ли этот щенок абсолютно адекватная собака в будущем или нет. 
   Очень часто люди заблуждаются относя замечательно воспитанного пса к породному признаку. Это не так. Да, каждой породе присущи склонности, определенный тип нервной системы, подвижность процессов возбуждения и торможения головного мозга. Но пес "поумнел" не сам, в этом ему помог хозяин!
   Часто слышу: "смотрите какая умная собака, все хочу лабрадора!" В этом случае я всегда останавливаюсь и рассказываю все минусы породы, рассказываю сколько времени я трачу проводя на дрессировочной площадке, всегда разубеждаю человека во "врожденной умности",  моя собака просто хорошо воспитана. Поверте невоспитанный лабрадор это 50 кг помноженных на усилие и ускорение зачастую не разделенной любви и безумного вечного счастья. Такая собака опасна в городе, ведь даже не кусаясь животное способно причинить вред.

2

Еще один из часто задаваемых впросов: Что есть дрессировка?

Для меня ответ на этот вопрос не только формулировка образования условного рефлекса, но и сама методика дрессировки, которая будет основываться на типе высшей нервной деятельности, вопщем готовимся много читать))

Думаю отвечать на этот вопрос следует начиная с трудов Павлова.

Павлов Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. В 20-30-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия и подавления свободы мысли.

3

И. П. Павлов открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.

Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.[1] Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.

По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы
- По типу образования: условные и безусловные рефлексы
- По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)
- По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
- По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.
- По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).
- По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).
- По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

4

Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды) .

Безусловные рефлексы — это наследуемые, неизменные реакции организма на определённые воздействия внешней или внутренней среды, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

И. П. Павлова показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

5

Формирование условного рефлекса

Для этого необходимо:
Наличие 2 раздражителей: безусловного раздражителя и индифферентного (нейтрального) раздражителя, который затем становится условным сигналом;
Определенная сила раздражителей. Безусловный раздражитель должен быть настолько сильным, чтобы вызывать доминантное возбуждение в центральной нервной системе. Индифферентный раздражитель должен быть привычным, чтобы не вызывать ярко выраженного ориентировочного рефлекса.
Неоднократное сочетание раздражителей во времени, причем первым должен воздействовать индифферентный раздражитель, затем безусловный раздражитель. В дальнейшем действие 2-х раздражителей продолжается и заканчивается одновременно. Условный рефлекс возникнет в том случае, если индифферентный раздражитель станет условным раздражителем, т.е он сигнализирует о действии безусловного раздражителя.
Постоянство окружающей среды — выработка условного рефлекса требует постоянства свойств условного сигнала.

Механизм формирования условных рефлексов

При действии индифферентного раздражителя возникает возбуждение в соответствующих рецепторах, и импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При воздействии безусловного раздражителя возникает специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, и импульсы через подкорковые центры идут в кору головного мозга (корковое представительство центра безусловного рефлекса, которое является доминантным очагом). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения: В коре головного мозга между двумя очагами возбуждения по принципу доминанты, образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие условного раздражителя вызывает безусловную реакцию. В соответствии с теорией Павлова, формирование временной рефлекторной связи происходит на уровне коры головного мозга, а в его основе лежит принцип доминанты.

Виды условных рефлексов

Существует множество классификаций условных рефлексов:
Если в основе классификации положить безусловные рефлексы, тогда различают пищевые, защитные, ориентировочные и т. д..
Если в основе классификации лежат рецепторы, на которые действуют стимулы, различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы.
В зависимости от структуры применяемого условного стимула различают простые и сложные (комплексные) условные рефлексы.
В реальных условиях функционирования организма в качестве условных сигналов выступают, как правило, не отдельные, одиночные раздражители, а их временные и пространственные комплексы. И тогда условным стимулом выступает комплекс сигналов окружающей среды.
Различают условные рефлексы первого, второго, третьего и т. д. порядка. Когда условный стимул подкрепляется безусловным, то образуется условный рефлекс первого порядка. Условный рефлекс второго порядка образуется в том случае, если условный стимул подкрепляется условным раздражителем, на который ранее был выработан условный рефлекс.
Натуральные рефлексы формируются на раздражители, являющиеся естественными, сопутствующими свойствами безусловного стимула, на базе которого они вырабатываются. Натуральные условные рефлексы по сравнению с искусственными отличаются большей легкостью образования и большей прочностью.

6

В лаборатории И.П.Павлова было замечено, что поведение собак в естественной обстановке и во время выработки условных рефлексов различное. Некоторые животные очень подвижны, возбудимы и любопытны, другие медлительны и трусливы. Между этими крайними типами имеется ряд промежуточных. На основании свойств нервных процессов И.П.Павлову удалось разделить животных на определенные группы, причем эта классификация совпала с умозрительной классификацией типов людей (темпераментов), данной еще Гиппократом.

В основу классификации типов ВНД были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нервных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно.

Сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный. Выделяется группа, которая характеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением (безудержный тип), когда основным свойством является неуравновешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения и торможения сбалансированы, приобретает значение быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого показателя различают подвижный и инертный типы ВНД. Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД:
Слабый (меланхолик).
Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (холерик).
Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник).
Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик).

7

Я думаю многие уже напугались, ну чтож давайте  переведем это на простой русский язык, доступный смертным :D

Как бы нам не хотелось, как бы нам не мечталось и не грезилось, человек отличается от собаки тем что умеет мыслить.
Собака в отличии от нас живет много проще и все ее жизненные процессы связаны с набором безусловных рефлексов (т.е. врожденных, передающихся по наследству) складывающихся в инстинкты (продолжения рода, добычи и др.) и условных рефлексов (приобретенных в процессе жизнидеятельности).

Образование условных рефлексов и есть дрессировка!

Скорость образования условных рефлексов зависит от подвижности нервной системы, то есть от типа высшей нервной деятельности.

8

Собака рожает щенка... Щенок еще находясь в чреве матери уже пользуется заложенными в него безусловными рефлексами, такой крохотный, слепой, глухой, совершенно беззащитный малыш помогает маме родиться, он очень старается, преодолевая давление матки, толкает мордочкой и лапками шейку матки, вызывая потугу у мамы. И вот он родился, мама облизывая языком сушит и стимулирует кровообращение крохи, подталкивает его ближе к соскам. Малыш помагает маме и ползет на ее запах и тепло, ищет по запаху сосок и начинает сосать. Тем самым стимулируя выработку окситоцина и способствуя рождению братиков и сестричек. Его этому не учил ни кто, он сделал это сам повинуясь врожденным т.е. безусловным рефлексам. Собака впервые стала мамой.. ее ни кто не учил готовить логово перед рождением малышей, ни кто не показывал как разрывать плаценту и обгрызать пуповину, ни кто не учил облизывать малыша и кормить его - это врожденный инстинкт продолжения рода,   он начинается с течки и образуется большим колличествои безусловных рефлексов.

Отредактировано Нюта (Суббота, 25 августа, 2012г. 21:12:12)

9

Нюта написал(а):

Его воспитание начинается в тот самый момент когда Вы занесли его в свой дом

Точно. А то и раньше.

Нюта написал(а):

Образование условных рефлексов и есть дрессировка!

Да. И понимание этого факта очень важно, потому что из этого исходит понятие постоянство (система), без которого дрессировка невозможна.

Очень полезная информация, спасибо. Будет продолжение - отлично)))

10

Admin
Продолжение обязательно будет, по мере появления у меня времени, большое спасибо.

11

Наши малыши родились, первые недели их жизни обусловлены безусловными рефлексами, количеством молока у матери и состоянием экологической обстановки сложенной из нескольких факторов начиная от эпизоотий, заканчивая наличием пищи в экосистеме. Проще конечно с домашней собакой, практически стерильные условия, а так же достаточное количество корма. К тому моменту что происходит с малышами непосредственно под сукой мы еще вернемся, но много позже. На данный момент нас интересуют только рефлексы. 
  И так малышам три недели, они открыли глазки, они слышат. Они познают окружающий их мир, учатся игре и общению. Это то самое время, когда начинают образовываться одни из первых условных рефлексов. Одним из наиболее ярких примеров будет появление человека с кормом, он появляется через определенные промежутки времени, сопровождается его появление определенными запахами и звуками. Малыши встречают его явно радуясь, и по часам уже сидят по дверью и ждут когда появится странный двуногий с едой .  Процесс воспитания щенков начался) Но воспитатель не только человек. Воспитывает мать, воспитывают братики и сестрички, воспитывает окружающая обстановка.
  У меня был случай, вывела гулять в возрасте 4-х недель одну из своих овчарок, Диану. Дяша возле крыльца находит, дикую ромашку. Находка превращается в забавную игру, а так как игра не предвещает ни чего плохого, то я не вмешиваюсь.  Диана прыгает на кустики, задорно лает, кусает их и отрывает нежные веточки, наворачивает круг вокруг кустиков и опять начинает с ними кусалки. А если учесть что делает это малыш еще не стоящий твердо на ногах, то игра вызывает умиление своим чадом. Свою ошибку я поняла только вернувшись домой... Надо отметить что моя мама обожает цветы, каких только нет, огромное количество. Лето, жара. Мама в отпуске. Перед отъездом спускает цветы на пол, чтоб они не поджарились на окнах. И вот Диана наигравшись с ромашкой возвращается домой и милая игра с улицы, грозит превратиться в угрозу моей жизни)) Дяша не просто пришла с улицы, она освоила новую игру и полная решимости продолжить, приступила к маминым цветам, в несколько минут один из горшков опустел, я начинаю в срочном порядке убирать цветы из доступа собаки. И вот остался один кактус, надо сказать жуткое растение в половину человеческого роста с огромными шипами. Диана влетает в комнату, подлетает к кактусу и кусает его.. к моему удивлению щенок не заскулил, она отступила от кактуса, села, внимательно посмотрела на него и вышла из комнаты. Прошло много времени, Диана принесла массу разрушений, от спущенных обоев до съеденных диванов, но ни когда больше не прикоснулась к растениям в доме. Образовался столь сильный условный рефлекс, который не угас со временем, не смотря на то что образован в возрасте 4-х недель.

Отредактировано Нюта (Воскресенье, 26 августа, 2012г. 07:17:27)

12

Дрессировка собак профессионально через Клуб служебного собаководства с получением сертификатов.Обучение владельцев собак хэндлингу.

тел. 8 3462 37 54 80