Третий международный чемпионат WFF, который прошел в Москве 9-10 апреля, пропустить было никак нельзя. К тому же я очень рассчитывала, что мне удастся погладить кошку экзотической породы саванна, в конце концов мое желание исполнилось. Кстати,
Организаторы пообещали устроить феерическое «Шоу бурманских кошек». Но самое главное заключалось в том, что мне не терпелось увидеть Петера Мурмана, эксперта из Голландии, о котором немало слышала как об очень приятном человеке и компетентном судье и вообще почти живой легенде. Найти Петера оказалось проще простого: около его стола толпились участники выставки с котами на руках и просто посетители, которым не терпелось посмотреть, по какому же принципу оценивают кошек.
Петер Мурман любезно согласился дать мне интервью.
— Расскажите, пожалуйста, как Вы решили стать экспертом, как развивалась Ваша карьера?
— Об этом можно говорить очень долго! Любой эксперт сразу начнет вам расписывать, как же трудно учиться этому делу. Я, кстати, не исключение. Как говорится, как вспомню, так вздрогну. Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что я начал свою карьеру в шестнадцать лет! Это очень рано, думаю, мною установлен личный рекорд. В этом возрасте человек еще только подросток, но я рад, что познакомился с миром выставок и судейской работой так рано.
Очень хорошо помню, как все произошло. Знакомые попросили меня подержать кошку, пока с ней будет работать эксперт, и оказалось, что у меня, юного Петера, талант держать кошек! Мне предложили стать стюардом, и вскоре я познакомился со многими знаменитыми судьями — людьми, которые были одними из первых экспертов на выставках животных. Мне приходилось много учиться, я сдавал сложные теоретические и практические экзамены, но зато о котах я узнал практически все! Через какое-то время, после нескольких лет работы стюардом, я, наконец, стал экспертом. Это было в 1972-м, мне исполнился двадцать один год! Если у вас нет проблем с устным счетом, то вы легко сообразите, сколько мне сейчас. Конечно, я был безмерно горд и счастлив, ведь все говорили, что Мурман — самый молодой судья во всей Европе! Друзья гордились мной. И вот сейчас я один из самых компетентных и опытных кошачьих экспертов. Так что начинать строить карьеру в ранней молодости совсем не глупо.
— У Вас были в детстве животные?
— Да, конечно. Кстати, родился я не в Европе. Мое детство прошло в Индонезии, а там удивительный животный и растительный мир. У нас были собаки, кошки, птицы. Я и сейчас очень люблю птиц, держу целый миллион разных пташек! Когда был маленьким, любил кошек и собак одинаково, а сейчас мои симпатии безраздельно отданы кошкам. Почему я так их люблю? Просто кошки всегда ассоциировались у меня с чем-то домашним, уютным, добрым. При этом они самостоятельны и независимы, у них скрытный характер. Их любовь надо заслужить. И вообще с этими животными просто и приятно работать. Мне нравится рассматривать какого-нибудь кота и сразу замечать достоинства и недостатки его экстерьера и особенности характера.
— Я знаю, что у Вас есть свой питомник. Расскажите о нем подробнее.
— У меня никогда не было много кошек, сейчас держу пятерых. В некоторых питомниках живут десять и даже двадцать кошек, но мне было бы очень сложно сладить с такой оравой. Большинство судей имеют свои питомники и благодаря накопленным знаниям и опыту могут грамотно сделать карьеру своим кошкам. Однако не все так просто. У меня катастрофически не хватает времени на то, чтобы выставлять своих животных. Постоянно приходится мотаться на выставки, уезжать за границу, а ведь у меня есть еще и другая постоянная работа — я преподаю психологию в одном из университетов Голландии. Тем не менее, пока не собираюсь закрывать свой питомник, пусть будет. Он называется Mivosjkjoe. Я держу персов и абиссинцев. Последних, кстати, считаю идеальными кошками, мне очень нравится эта порода. Для меня абиссинцы — кошки мечты: ну просто сплошные достоинства и почти никаких недостатков! И здесь, на московской выставке, я видел великолепных кошек этой породы.
— А что Вы вообще думаете о поголовье российских животных?
— Кошки, как везде, бывают и хорошие, и плохие, тут ничего не поделаешь. Запомнился мне один скоттиш фолд: великолепный экстерьер, очень правильные ушки и мордочка что надо — давно не видел таких красавцев. Вообще фол-ды у вас чудесные. А еще в последние годы в России настоящий бум британцев, это даже странно. Британцы заполонили выставки, но хороших кошек среди них совсем немного. Хотя сегодня мне посчастливилось поработать с красивыми животными, а это всегда очень приятно.
— Вы эксперт с огромным опытом. Какими были кошки тридцать лет назад?
— О, это прекрасный вопрос. Кошки, конечно, остаются кошками во все времена, но породы действительно претерпевают значительные изменения в экстерьере. Я бы сказал, что у многих пород со временем обостряются черты и качества, присущие исключительно им, то есть кошки становятся все менее похожими друг на друга.
Вот возьмем, к примеру, персов. Раньше персидские кошки были другими: вспомните их длинные носы, вытянутую форму черепа. Сейчас же они приобрели мягкие округлые формы: у них мордочки, как у младенцев, носики укоротились, щеки стали более пухлыми и круглыми.
То же самое я могу рассказать о мейн-кунах, сиа-мах. У сиамов за годы селекции уши стали больше, хвосты длиннее, а шерсть короче. Что касается сибирской породы, то, на мой взгляд, она в России развивается неправильно. По-моему, над ее стандартом мало работали. Он не продуман, там слишком много лазеек для котят со слабоватыми внешними данными. Возможно, со временем ситуация изменится, но я не уверен, что это произойдет скоро.
— Понравилось ли Вам, как организована выставк?
— Да. Я повидал достаточно, побывал на таких мероприятиях во многих странах, да и в России я не в первый раз. Могу сказать, что российские выставки уже вышли на европейский уровень. Правда, в зале слегка темновато, зато нет сквозняков. Прекрасно помню одну европейскую выставку, когда в зале из каждого угла дул кондиционер! Это было очень неприятно, все мерзли. Работать было невозможно. Организаторы должны обязательно учитывать такие детали.
— Что бы Вы посоветовали российским заводчикам?
— Постоянно держите нос по ветру. Старайтесь все время узнавать что-то новое, и не только о кошках, а вообще обо всем, что вас окружает. Поймите: для того, чтобы стать лучшим, надо действительно много работать над собой и очень стараться. Ну, как вам мой совет, подходит?
— Как Вам российские заводчики?
— Они ничем не отличаются от любых других. Вообще мне очень нравятся русские люди и Россия. У вас такая интересная культура! Я в восторге от русских традиций. В России живут люди, которые читают больше, чем любая другая нация. Один этот факт говорит о стране очень многое. Еще я в восторге от ваших театров, оперы и классической музыки. У нас, в Голландии, такого не услышишь и не увидишь.